САЙТ — Главная страница
Детям, ученикам и взрослым
12
файлов
Запись 13 декабря
Посл.
загруз. 08.11.2024
О пустом множестве 76 стр.
PUSTOE
О пустом множестве
Точки зрения
(Литература)
(Интересно сравнить)
Список файлов сайта (139; гиперссылки)
-------------------------------------------------------------
Часто в математической литературе «легко»
доказывается, что пустое множество
является
подмножеством любого другого (пустого или непустого) множества.
Основой такого доказательства служат
приводимые ниже определения
подмножества
и пустого множества
(курсив и полужирный шрифт везде мои):
1. Множество А
называется подмножеством множества В, если все элементы,
из
которых состоит А, входят и в В.
Это соотношение символически обозначается
так: А < В (или А
L В; извините, но
правильных знаков в Спецсим-ах я не нашёл)
2. Множество, не содержащее ни одного элемента,
называется пустым
и
обозначается символом Ǿ (или обычным
нулём: 0).
Совершенно очевидно, что в первом
определении речь идёт о двух непустых
множествах,
поскольку в каждом предполагается наличие элементов, которые
и
сравниваются между собой.
Теперь посмотрим, как же на основании определения подмножества, которое
ЯВНО предполагает
НАЛИЧИЕ элементов как во
множестве, так и в его
подмножестве,
доказывается, что пустое множество, определение которого
ЯВНО предполагает ОТСУТСТВИЕ элементов в нём, является
подмножеством любого (пустого или непустого) множества:
[1], стр. 21:
«…
Пустое множество есть подмножество любого множества. Чтобы установить
это,
надо доказать, что если А есть произвольное множество,
то каждый элемент
Ǿ (вот именно: КАЖДЫЙ элемент Ǿ, а в Ǿ ИХ НЕТ! – Н.М.) есть элемент
подмножества
А. Поскольку Ǿ не имеет элементов, то условие выполняется
автоматически».
(Какая-то казуистика! – Н.М.)
Итак, «доказали»: каждый элемент Ǿ есть
элемент А! Ну и
ну! Так, чего
доброго,
можно доказать и противоположное: Ǿ не является подмножеством А,
поскольку Ǿ не
содержит элементов! Или ещё интереснее:
поскольку А
не
содержит ни одного элемента из Ǿ. Каково!
Попробуй, опровергни!
Аналогично:
[2], стр. 237:
«…
По определению любой субъект универсума не входит в пустое
множество Ǿ . Тем самым всякий элемент пустого множества
содержится в любом множестве М.
А
значит, любое множество М содержит пустое подмножество».
Голова моя явно слаба
понять это. Ведь можно сказать и так:
По
определению любой субъект универсума не входит в пустое множество Ǿ.
Тем
самым ни какой элемент пустого множества не содержится ни в каком
множестве
М. А значит, никакое множество М не может содержать в качестве
подмножества пустое множество».
Пожалуй, разум более приемлет второе
утверждение, как более понятное; –
«раз нет, то и говорить нечего», чем утверждение –
«хотя нет, но есть:» (не путать
с
«понятным» определением – «хотя и нет, но можно говорить…»)
[3], стр. 138:
«… Заметим, между прочим, что из
определения отношения А < В следует,
что,
каково бы ни было подмножество А
множества J
4) 0 < А …»
Таким образом, «доказательства» во всех
рассмотренных случаях
аналогичны.
Чувствуя неубедительность своих аргументов, некоторые авторы
приводят
«косвенные» доказательства того, что Ǿ
< А :
[1], стр. 21:
«… Хотя такое рассуждение (смотрите выше – Н.М.)
правильно, в нём имеется
нечто
неудовлетворительное. Имеется и другое, косвенное доказательство,
которое
может оказаться более удобным. Это может быть лишь в том случае,
если существует (да нету их там вообще!!! – Н.М.) некоторый элемент Ǿ ,
не
являющийся множества А. Но это невозможно, так
как Ǿ
не имеет элементов.
Значит,
Ǿ < А не является ложным, т.е. Ǿ < А .»
Нетрудно провести
аналогичное по форме «доказательство» противоположного
факта: Ǿ не
принадлежит А. Действительно. Допустим, что Ǿ не принадлежит
А
ложно
(т.е. Ǿ < А – истинно).
Это может быть лишь в том случае, если
множество
А содержит
все элементы множества Ǿ . Но это невозможно, так
как
во множестве А , очевидно, нельзя найти и одного элемента, принадлежащего
пустому
множеству, т.к. Ǿ не имеет элементов. .
Значит, «Ǿ не принадлежит А»
не
является ложным, т.е. Ǿ не принадлежит А ».
[3], стр. 138:
«…
Свойство 4) (см. выше – Н.М.) может
показаться несколько парадоксальным,
но
если
вдуматься (я очень пытался, но оказался слабоват – Н,М,),
оно
логически
строго соответствует точному смыслу определения знака < .
В
самом деле, соотношение
Ǿ < А нарушалось бы
только в том случае,
если
бы пустое множество Ǿ содержало элемент(да
нету их там вообще!!! – Н.М.),
который
не содержался бы в А, но так как пустое множество не
содержит вовсе
элементов,
то этого быть не может, каково бы ни было А».
А вот аналогичное по форме, но
противоположное по результатам доказательство;
соотношение Ǿ не принадлежит А нарушалось бы только в том случае, если бы
множество
А содержало бы все элементы … и т.д.
и т.п. ( смотрите
ранее
приведённое «контрдоказательство»).
Итак, любое доказательство утверждения Ǿ < А , основано
на определение
подмножества, данного для непустых множеств. Что, как мне кажется неправомерно.
На мой взгляд дать определение подмножества
так, чтобы соотношение
Ǿ < А
являлось
его следствием, НЕЛЬЗЯ! Дело в том, что
пустое множество
КАЧЕСТВЕННО
отличается от непустого именно тем, что оно не
содержит элементов.
Т.
е. их вообще нелогично сравнивать!
Да, трудно доказать ЧТО-ТО, когда в разряд
ЧЕГО-ТО зачисляется НИЧТО.
А поэтому удобное и необходимое для нас соотношение Ǿ < А нужно просто
ПОСТУЛИРОВАТЬ. Я так думаю.
[4],
стр. 55:
«…
Если, как это уже предполагалось выше, ввести в рассмотрение так
называемое
пустое
множество, т. е. множество, не содержащее ни одного
элемента, то пустое множество придётся (вот именно! – Н.М.) формально
считать подмножеством любого другого множества
(пустого или
непустого)»
Некоторые авторы (см.
например [5], стр. 14) фактически так и поступают.
Не
исключено, однако, что здесь имеет место отказ от доказательства
соотношения Ǿ < А ввиду его
«очевидности»
[4],
стр. 55:
«…
Если, как это уже предполагалось выше, ввести в рассмотрение так
называемое
пустое
множество, т. е. множество, не содержащее ни одного
элемента, то пустое множество придётся (вот именно! – Н.М.) формально
считать.подмножеством любого другого множества (пустого или
непустого)»
Новая редакцыя 17.03.2013
[1], Множества. Логика. Аксиоматические теории,
Роберт
Р. Стол: «Просвещение», М.
[2], Равенство. Сходство. Порядок. Ю. А. Шрейдер, «Наука», М.
[3], Что такое математика?
Р.
Курант и Г. Робинс, «Просвещение», М.
[4], «Математика в школе» №3,
[5], Элементы теории функций и функционального
анализа
А.
Н. Колмогоров, С. В. Фомин, «Наука», М.
Википедия
В
некоторых формулировках теории
множеств существование
пустого
множества постулируется (см. аксиому
пустого множества),
в других — доказывается.
18.03.2013
=================================================
Страницы: 23. 24. 26. 41. 53. 76. 79. 103. 104. 120. 121. 122.
Дополнительно: 113. 123. 130 и Тема: «Игры детям»
Конец страницы
САЙТ — Главная страница:
0.
Распределение страниц по темам. 1. Теория
любви. Сон.
4.
Центоны 5.
Логогрифы (часть 1)
6.
Логогрифы (часть 2 ) 7.
Логогрифы (часть 3)
8.
Фразеологизмы в стишках. 9.
Моноримы. Метаграммы.
10.
Палиндромы (часть 1а) 17.
Анаграммы
11.
Мои гаврики. 12. Поэты о СТАРОСТИ.
13.
Экспромт. Фанфик. Парафраз. 14. О стрельцах.
15.
Взрослым, пожилым, старикам - 2.
18.
Разбиение слов 19.
Гетерограммы
20.
Каламбуры 21.
Кроссворды 2х2
22.
Кроссворды 3х3 23.
Простые диофантовы
уравнения
24.
Цепные дроби.
Иррациональности 25.
Афоризмы
26.
Мир спорта (стихи)
27.
Политика. Трагедия Осетии. (стихи)
28.
Словарные опыты: тавтограммы, и др.
29. Фамильярные палиндромы.
30.
Пазлики (центоны) 61. Люди и
звери.
31. Анекдоты. Логомахия (стихи) 32. Жертва суеверия
33.
Палиндромы: Спецсловарь-1 34.
Палиндромы: Спецсловарь-2
35.
Палиндромы: Спецсловарь-3 38.
2-х буквен. слова
39.
Реплики 41.
Воображаемая
орфография
42.
Загадки-ОЧЕПЯТКИ 43.
Двусмысленность
44.
Милости просим шиворот-навыворот 48.
Гекзаметр? (полуцентоны)
49.
Анатомия любви 50.
Операции со словами
53. Мой опыт жизни 54.
Неологизмы. Определения
56.
Млечные истины 57.
Т а н к а ?
58.
Песни-центоны. Романсы 62.
Танка-центоны.
63.
Третий должен уйти. 64.
Амфиболия фразеологизмов.
65.
Август, 2012. 66.
Исповедь "Мцыри".
67. Месть
есть? 68.
Каламбурная рифма.
69.
9 кругов Ада Данте.
70. Руслан Амурин.
72.
Физиология секса. 73.
Словарик для логостихов.
74.
За круглым столом - Поэты. 76. О пустом множестве.
77.
Емкость слова. 79.
Магический квадрат
в Пятнашках.
80.
Разбиения рифмы. 81.
Значение буквы в слове.
82.
Катится, катится голубой в огонь. 83.
Словарь Дружественных слов.
84.
Абсолютная рифма. Полуцентоны. 85.
Шестая колонна России.
86.
Брахиколон -монорим. 87.
Абсолютная рифма. Словарики.
88.
Логогрифмическая рифма. 89.
Логогрифы-центоны.
90.
Моноримная рифма. 91.
Моноримы-Центоны.
92. Тавто. рифма и Омонимическая. 93. Гетерограммная рифма
94. Абсолютная
рифма. Полуцентоны.
95.
Однородные (центоны). 96.
Смешанные рифмы - 1.
97.
Опечатки в поэзии. 98.
Полемический центон о Слове.
99.
"Гарольд" из Украины. 100.
Словарь разбиения слов.
101.
Украина! Куда несет тебя, кузина? 103.
Исследование души.
104.
Песенка кормящей
мамы (Моцарт.) 105.
Метатезы. Паронимы.
106.
Классификация каламбуров (обзор). 107.
Дружественные слова; рифмы
108.
Гетерограммы и Разбиения (из стихов Поэтов) 109.
Знатокам поэзии.
110.
Словарные игры. 111.
Смешанные рифмы - 2.
112.
Венок сонетов. 113.
Сказка Пушкина.
120.
Это кому-то нужно. 121.
Детям, школьникам,
учителям, студентам.
122.
Взрослым, пожилым,
старикам. 123.
Я прохожу тесты.
124.
Я комментирую политику. 125.
Я комментирую Живопись.
126.
Я комментирую Песни. 128.
Я комментирую «Любовь».
129.
Я комментирую стихи О. Хайяма. 130.
Я комментирую «Старость».
131.
Я комментирую «Юмор». 132.
Апокрифический «Венок сонетов».
133.
Игорю Губерману с уважением. 134.
Я комментирую цЫтаты.
135. О.
Хайям глазами других Поэтов. 136.
Я комментирую стихи поэтов.
140.
Идет Третья мировая война. 141.
Я отвечаю на вопросы. Часть 2.
142.
Я отвечаю на вопросы. Часть 1. 143.
Центоны из Одностиший.
144.
Венок сонетов из Одностиший. 145.
Вилланелла.
146.
Фронтовая любовь. 147.
О «Комбинаторной ПОЭЗИИ».
148.
Басня «Лев и Смерть». 149.
Тест «Стрелец».
150.
Избранное - 1. 151.
Избранное - 2.
152.
Избранное - 3. 153.
Избранное - 4.
154.
Ненормативная лексика. 155.
Сборник сонетов.
156.
Поэты о ВРЕМЕНИ. 157.
Фаине Раневской.
158. Я
комм-рую «ГалопомПоЕвропам». 159.
В защиту ПУТИНА В.В.
160. Любимые цЫтаты. 161. Блокнот "Черновик-1".
162. Я
комментирую "Русский язык". 163. Я комментирую "Школа,
Россия".
164. Я
комментирую ПРИТЧИ. 165. Последняя страница